|
|
|
Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образованииВВЕДЕНИЕ Повышение качества образования является одной из актуальных проблем не только для России, но и для всего мирового сообщества. Решение этой проблемы связано с модернизацией содержания образо-вания, оптимизацией способов и технологий организации образовательного процесса и, конечно, пере-осмыслением цели и результата образования. В общем контексте европейских тенденций глобализации Совет Культурной Кооперации (СДСС) средне-го образования для Европы определил те основные, ключевые компетентности, которые в результате образования должны освоить молодые европейцы. Соответственно и цель образования стала соотно-ситься с формированием ключевых компетенций (компетентностей), что отмечено в текстах «Стратегии модернизации содержания общего образования» (2001 г.) и «Концепции модернизации российского об-разования на период до 2010 года». Формируемый на этой основе компетентностный подход к образованию рассматривается и в контексте Болонского процесса. Как подчеркивает Н.А. Селезнева, «использование подобного подхода может спо-собствовать преодолению традиционных когнитивных ориентаций высшего образования, ведет к новому видению самого содержания образования, его методов и технологий». Этот подход может и сохранить культурно-исторические, этно-социальные ценности, если лежащие в его основе компетентности рассматривать как сложные личностные образования, включающие и интеллек-туальные, и эмоциональные, и нравственные составляющие. Это разделяемая мною позиция разработ-чиков «Стратегии модернизации содержания общего образования». В настоящее время делается много попыток включить компетентностную модель в существующую (на-пример, подходы В.А. Болотова, В.В. Серикова), рассмотреть стандарты высшего профессионального образования в компетентностной модели специалиста (Ю.Г. Татур). Эта ситуация требует все более ши-рокого и заинтересованного обсуждения проблемы, что является задачей данной брошюры. Ключевые компетентности (2).doc
|
|
|
|
|